Несмотря на то, что минимализм по-прежнему в моде, жилых интерьеров в этом стиле не так много. Минимализм не столь стиль, сколько образ жизни. Интерьер, созданный в строгом соответствии с глянцевым идеалом разительно меняется, как только в доме появляются жильцы, которые с энтузиазмом заставляют все полки, ниши и сверкающие плоскости всевозможными аксессуарами - разностильными сувенирами, вазочками, миниатюрными скульптурами, предметами коллекционирования.
Минимализм в его различных вариантах входит в моду периодически. Стремление к нему возникает, как правило, на рубеже эпох, когда художественные ценности предыдущего времени отметаются, и им на смену приходят новые. Возникающая при этом тяга к простым и чистым формам и решениям возрождает моду на минимализм. Но в разные периоды времени и в разных странах он имеет свои особенности. . В Западной Европе минимализм вошел в моду в 60-е годы, как реакция на пресыщение помпезной роскошью традиционных интерьеров для высшего и среднего класса. В начале, в послевоенном обществе производство предметов быта и их украшение развивалось с большим размахом: люди компенсировали украшением быта воспоминания о тяжелом времени лишений и невзгод. Затем наступил период, когда дорогие перегруженные мебелью интерьеры мало кого могли удивить, а оригинальным становился отказ от излишней декорированности обстановки, стремление к простоте форм и цвета.
В наше время минимализм - это скорее мировоззрение. Осознание обществом возможности глобальной экологической катастрофы породило тенденцию сознательного отказа от излишеств, возврат к традиционным экологически чистым материалам --дереву, бетону, стеклу, металлу. А ускорение ритма современной жизни, избыток впечатлений и информации привело к небывалому спросу на "успокаивающие интерьеры", в которых нет ничего лишнего. В Росии минимализм получил широкое распространение еще и потому, что прошедшее десятилетие у нас охарактеризовалось всплеском "новорусского ампира". Когда после длинного периода дефицита и нищеты, произошло насыщение жилья красивыми, но нефункциональными детелями и привело к тому, что дом или квартира становились непригодными для жизни. Современный интерьер в стиле минимализма можно охарактеризовать как моделирование пространства и света с использованием только необходимых предметов. Самым важным при создании таких интерьеров является грамотно спланированное пространство, в котором много рассеянного, спокойного света, когда кажется, что светятся сами стены и потолок, много воздуха. Чтобы создавалось ощущение широты и простора, помещение по возможности освобождается от внутренних перегородок. Большие окна, насыщая пространство светом, соединяют жилье с окружающим миром, делая его частью интерьера. Цветовая палитра светлая, основанная на игре полутонов, много белого цвета, графично подчеркнутого черным или серым. Вообще черно-белое сочетание является великолепной основой, которая выгодно оттеняет любой цвет. Палитру дополняют естественные тона дерева, кирпича, металла, блеск стекла. Используются простые природные отделочные материалы, зачастую необработанные, с грубой фактурой: кирпич, бетон, дерево или штукатурка. Простые формы и линии, практически нет декора на окнах и стенах. При кажущемся аскетизме таких дизайнерских разработок, мастерство и вкус художника их создающего, способны выявить благородство и роскошь природных материалов и приглушенного цвета. Итак, стеклянные перегородки, светлые стены и потолок, блестящий светлый пол создают ощущение ничем не ограниченной свободы. Зонирование пространства производится с помощью цвета пола, полупрозрачной ткани или стекла раздвижных перегородок, с помощью подсветки в стенах, полу или потолке. Светильников, как правило, не видно или они просты по форме. Стеклянные полки стеллажей, стеклянные столешницы и двери шкафов как бы растворяются в воздухе, не занимая пространства. Никаких безделушек, аксессуаров очень мало. На окнах - простые по форме жалюзи из прозрачной ткани или металла. Они почти незаметны. Светлые матовые стены могут быть украшены небольшим количеством живописи соответствующего стиля, картины имеют тонкие простые рамы. Формы мебели тоже просты: острые углы, нет пластичных линий. Диваны с прямоугольными подушками и жесткими подлокотниками, такие же кресла и стулья прямоугольной, почти кубической формы. Обивка светлая, однотонная с редкими контрастными "пятнами" - подушки, например. Такие интерьеры напоминают графику - жанр лаконичный, требующий умения обходится скупыми средствами черно-белой гаммы. Точнее, черного цвета и фона, который не обязательно должен быть белым, но обязательно светлым, контрастным, чтобы выгодно перевести внимание на каждую линию, проведенную художником. Этот жанр строг и требует безупречного чувства меры и стиля, не прощая ошибок и суеты. В таких интерьерах все сделано функционально, прочно и красиво. Дизайн построен на тонкой игре нюансов. Все помещения в доме выдержаны в одном стиле, но при этом ярко индивидуальны. В них комфортно отдыхать, они не раздражают и, несмотря на свою "нордическую" строгость, уютны и спокойны.
Как известно, обилие ярких цветов, вычурного декора и мелких деталей со временем может надоесть и даже станет раздражать. Кроме того, мода меняется, и яркие, популярные сегодня элементы спустя год-два могут показаться смешными. А элегантная аристократическая строгость не надоест и не потеряет актуальности, подобно тому как никогда не выходят из моды сдержанность, пунктуальность, безупречный вкус и умение вести себя в обществе.
|